Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов

Мы приходим в музей и восхищаемся экспонатами, внимательно слушаем экскурсовода, удивляясь его невероятной памяти и таланту рассказчика. В кинотеатре с волнением следим за сюжетом и наслаждаемся игрой актеров, полностью погружаясь в реалистичный мир кино. На концерте симфонического оркестра нас захватывает в плен музыка. Однако мы не задумываемся, что за спиной тех, кем мы так восхищаемся, стоят люди, без которых не было бы ни музеев, ни кино, ни оркестров. Люди «нетворческих» профессий.
Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов

В рамках проекта «Культ профессии» , организованного Санкт-Петербургским международным культурным форумом, HeadHunter, компанией Radario и Сообществом питерских блогеров, мы уже познакомили вас с заведующей литературно-педагогической частью музыкального театра Роксаной Сац, директором музея-крепости «Корела» Марией Лихой и администратором Белгородской государственной филармонии Ириной Точитской. Сегодня пришло время новых героев.

Музей: специалист по обеспечению сохранности объектов

«Я окончила Ярославский государственный университета имени П.Г. Демидова, по специальности «историк/преподаватель истории» и год была преподавателем истории, но в школе мне было не очень хорошо. Летом появилась вакансия в музее, первого июня 1990 года перевод состоялся, и с тех пор я так в обнимку с памятниками и живу», — рассказывает Елена Федорычева , главный специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Ярославского государственного архитектурного и художественного музея-заповедника.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Евгения Иванова

Блогер Евгений Иванов, который разговаривал с Еленой, признается, что часто бывал в Ярославском музее-заповеднике на открытиях, выставках и концертах, но никогда не задумывался, кто работает по ту сторону.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Евгения Иванова

В состав музея входит более 30 объектов культурного наследия, и за все это отвечает Елена Федорычева. Главная задача специалиста — обеспечение сохранности памятников, в том числе их ремонт и реставрация. «А это сейчас непросто», — признается Елена. Согласования смет, экспертизы, конкурсы, жесткие сроки проведения работ, проверки, внезапное уменьшение бюджета — со всем этим нужно справляться нашей героине: «Иногда это просто работа с документами, не поднимая головы от компьютера, с девяти до шести вечера. Приходится порой задерживаться и в выходной день идти в музей. Внутренние планёрки, совещания отнимают очень много времени».

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Евгения Иванова

Показывая на памятники архитектуры, Елена говорит: «Работа иногда суетная, нервная, но общение с ними помогает держаться на плаву и напоминает о том, что мы люди, живём не только бренным, но можем и должны говорить, думать о вечном».

Следующий год будет последним, когда музей будет находиться на территории бывшего Спасо-Преображенского собора. «Куда бы нас не переселили, заповедник теряет свой самый главный привлекательный фактор — это памятники, архитектуру. И переезд будет очень сложным, сейчас музей имеет 350 тысяч единиц хранения, даже просто подготовить, упаковать перевезти — это целое дело, а куда?», — делится переживаниями Елена.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Евгения Иванова

Надеемся, музею удастся сохранить свои уникальные экспонаты и продолжить работу на новом месте. Как правильно отметила героиня, музей, в первую очередь, - собиратель, хранитель подлинных вещей, свидетельств предыдущих эпох.

Оркестр: заведующий постановочной частью

Участнику Сообщества питерских блогеров Марии Новоселецкой удалось познакомиться с Александром Рождественским . Герой репортажа по образованию вовсе не музыкант. Сам себя он называет «несостоявшимся геофизиком». При этом 11 лет он успешно заведует постановочной частью одного из самых известных симфонических оркестров России — Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Марии Новоселецкой

«Можно сказать, что я музыкальный завхоз», — шутит Александр. В его обязанности входит постановка сцены, транспортировка, перевозка инструментов и их хранение. Он же решает, как правильно расположить оркестр в пространстве, следит за освещением и даже за работой костюмерной.

«Иногда на месте приходится решать совершенно, казалось бы, невозможные вопросы: как, допустим, 50 музыкантов усадить в оркестровую яму или разместить на сцене, которая не приспособлена для подобного количества людей? Да не просто так это сделать, а так, чтобы оркестр звучал!» — резюмирует Александр Рождественский.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Марии Новоселецкой

Мария Новоселецкая уверена, что профессия Александра намного более творческая, чем кажется на первый взгляд. «Ведь надо уметь прочувствовать момент, правильно расставить акценты, и все это в сочетании, казалось бы, в обычной деятельности завхоза. Но лишите оркестр заведующего постановочной частью, и что будет? — рассуждает Мария. — Пожалуй, музыка не зазвучит».

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Марии Новоселецкой

Александр не только помогает музыкантам творить волшебство на сцене, но и выступает сам — играет на гитаре в блюзовой команде. Его группа исполняет музыку в жанрах блюз, соул и фанк.

Играть на гитаре он начал с подростковых лет. Специального музыкального образования не получил, но у него были прекрасные учителя. В 1995 году Александр впервые вышел на сцену и уже не покидал ее: «Мне нравится блюзовая музыка, я ничего не могу с этим поделать». Герой хоть и говорит о том, что работа в оркестре отнимает много времени и сил, но дает возможность заниматься любимым делом, развиваться в любимом жанре.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Марии Новоселецкой

Вместе с симфоническим оркестром Александр побывал в Японии, Германии, Мексике, Северной Америке, Норвегии, Швеции, Франции, Китае. Семья относится к этому с пониманием.

«Нормальные люди не могут к этому плохо относится. Ведь у меня появилась возможность увидеть мир. И это еще один плюс моей профессии», — улыбается Александр.

Кино: руководитель гримерного цеха

Проникнуть в таинственный мир кино удалось блогеру Полине Суворовой, а ее проводником выступила руководитель гримерного цеха киностудии «Ленфильм» Ксения Малкина .

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Семёна Ляшенко

«Многие молодые режиссеры не всегда понимают, что такое грим и чего им следует от нас ждать, — говорит Ксения. — Иногда разговор с гримерами начинается со слов: «У нас вообще грима в картине нет». Часто грешат этой фразой продюсеры, которые снимают современные картины и хотят сэкономить». Распространены и подобные цитаты: «Грим не надо, просто нос попудрить, чтобы не бликовал в кадре», «У нас грима нет, я просто хочу, чтобы актеры хорошо выглядели». Чтобы эти желания воплотились в жизнь, необходимо провести огромную работу.

Именно гримеры отвечают за достоверность фильма, за то, чтобы зритель сказал создателям фильма безоговорочное «Верю!».

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Семёна Ляшенко

«Смотришь, например, фильм про войну: 45-й год, солдаты идут по болоту. И у всех солдат видна коррекция лица, проваленные щеки, нарисованные брови. Сразу ясно, что работал визажист, а не гример. Если бы работал гример, не было бы нарисованных скул — был бы пот, грязь и изможденные лица», — делится Ксения Малкина.

Гримеры работают не только с лицами, но и делают так называемый постиж: усы, бороды, парики. Они же создают актерам прически, аутентичные для эпохи, в которой развивается действие фильма, вместе с художниками по костюму работают над общим образом героев.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Семёна Ляшенко

«При создании исторических причесок мы стараемся использовать в работе те же старые инструменты для полной точности, — рассказывает Ксения. — Завивка делается старыми "бабушкиными" щипцами, которые нужно разогревать в муфельной печке. Идеальные исторические локоны получаются только при помощи этих щипцов и держатся три дня. Ни одна современная электрическая плойка не поможет создать такие локоны, какие сделают муфельные щипцы».

Российская школа грима и постижа — одна из лучших, уверена Малкина. «В Лос-Анджелесе я была поражена уровнем работы их гримеров. Тогда я поняла, что наши гримеры получили бы все "Оскары" этого мира за грим, если бы у них были такие же возможности и технологии, как у американцев», — говорит она.

При этом профессия гримера передается исключительно «из рук в руки». Героиня лично пыталась добиться появления такого факультета и даже готова была там преподавать, но в комитете по образованию сказали, что профессия не настолько востребована, чтобы трудоустраивать людей.

Правда, полноценное образование художника по гриму сложно получить не только в России, но и вообще в мире — в основном предлагаются отдельные курсы разных мастеров. В Мюнхене, например, есть Баварская театральная академия, на базе которой есть специальное отделение грима.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Семёна Ляшенко

Для того, что передать уникальный опыт, Ксения Малкина открыла курс для гримеров на Ленфильме: «Я очень надеюсь, что мы вырастим профессионалов, которые, прочитав сценарий, смогут понять, как работать, сумеют прочитать скрытый текст между строк», — говорит Малкина.

Но есть у работы гримера и небольшой «минус»: смотреть кино, как смотрят его обычные зрители, у Ксении получается крайне редко.

«Когда на премьеру кино приходит съемочная группа, осветитель будет говорить: "Ой, лампочка не там". Костюмер — "Ой, пуговицу не застегнули", гример — "Ой, ус отклеился". Каждый будет замечать свое», — говорит она. Но, по ее словам, если кино действительно получилось, на грим уже не смотришь.

Культ профессии: муфельные щипцы, гитара и ценности эпохи в руках профессионалов
Фото Семёна Ляшенко

Кого искали работодатели

А тем, кого заинтересовали перспективы работы в филармониях, музеях и кино, предлагаем узнать больше о рынке труда в профобласти «Искусство, культура». Ожидаемо большее количество вакансий, размещенных музеями, киностудиями и филармониями на hh.ru, были открыты работодателями из Москвы и Петербурга. Средний уровень заработной платы, предлагаемой специалистам, изменился с прошлого года в большую сторону: показатель по России вырос с 30 тысяч рублей до 33,5 тысяч рублей. Петербуржцы и москвичи могут рассчитывать на сравнительно большую оплату труда — 35 тысяч рублей и 45 тысяч рублей в 2017 году соответственно.

Что касается наиболее востребованных профессий, то с января по декабрь чаще всего работодатели искали управляющих, директоров, актеров, моделей, администраторов, операторов и фотографов. Гримеры пользовались спросом у компаний из Москвы, Петербурга, Омской области и Республики Татарстан, но средняя предлагаемая оплата труда специалистов не превысила 20 тысяч рублей. Подобные цифры во многом обусловлены спецификой работы гримеров: гибкий график и частичная занятость влияют на зарплатные показатели. Требуемый опыт работы в большинстве вакансий составлял от 1 года до 3 лет.

От заведующих постановочной части требовали больший стаж — от 3 и более лет. Список обязанностей для потенциальных специалистов выглядит внушительным: от закупки вещей и расходных материалов, сдачи и приема костюмов и реквизита до составления планов и графиков работ, разработки технического проекта сценического воплощения замысла художника-постановщика и художника по костюмам.

Если говорить о работниках музеев, то предложения были для администраторов, экскурсоводов, кассиров-администраторов, искусствоведов и других представителей интересных профессий. Уровень средней зарплаты, предлагаемой музеями из разных регионов страны, в 2017 году составил 25 тысяч рублей.

Большую благодарность за помощь в работе над проектом выражаем Светлане Гуляевой — руководителю пресс-службы Санкт-Петербургского международного культурного форума, Павлу Прокофьеву — директору Сообщества питерских блогеров, Кириллу Малышеву — директору по маркетингу компании Radario.